Игра, как самостоятельная деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребенку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанными воспитателями, родителями или самими детьми.
Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные ( куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические ( транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки – орудия труда ( молоток, отвертка, щетка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Сидя за столом ребенку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримы со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребенка сюжетом совместной игры, задает ему вопросы, побуждает его к общению с новой игрушкой. Игрушка для ребенка полна смысла.
Дети пяти-шести лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. А врачу необходимы халат, стол для приема, палочка-градусник, шприц и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие работу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных “детей” должны быть свои “ мамы и папы”.
Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает ее содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребенка. Однако никакое обилие игрушек , позволяющие, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребенку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению нервной системы. Играя один, ребенок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным. Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребенка подобной реакции.
Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребенка верное средство от безделия, приводящего к вялости, бесцельности поведения.
Для хорошей , веселой игры ребенку нужна хорошая игрушка. Выбирайте ее обдуманно для своего ребенка.