Некоторые  родители  считают,  что  «запрещать –значит  отнимать  радости детства», «упрямство в ребёнке –проявление положительное: так как он выражает волевые усилия», «совсем необязательно, чтобы ребёнок слушался, а то вырастет безынициативным». Правы ли они чем младше ребёнок, тем меньше его жизненный опыт и багаж нравственных представлений,  тем  больше  он  нуждается  в руководстве  со стороны  старших.

Недопустимо,  чтобы  его природная  активность,  стремления  к деятельности были неуправляемы. Ведь иначе они могут проявляться в уродливых формах –в дурном поведении, неразумных, а то и безнравственных поступках .

У детей необходимо  воспитывать  привычку  выполнять  поручения  и  распоряжения взрослых. Это не только делает лёгким воспитание, но и сберегает нервы ребёнка, уменьшает всякий риск  нелепых  поступков,  предупреждает  капризы  и  сохраняет массу детской энергии, которая в другом случае с большим вредом для детей тратится на капризы, упрямство, своеволие и пр. Мы часто не в силах уговорить своего ребёнка, настоять, мы уступаем, -сокрушаются  мамы  и  папы.  Тут  же  утешают  себя -упрямый,  значит  волевой.

Считать, что в упрямстве ребёнка проявляются воля и настойчивость,-глубокое заблуждение.

Детское упрямство –признак  слабой  воли,  неумения преодолеть  своё  желание, мобилизовать себя.  Упрямство  присуще  избалованным детям, не умеющим считаться с родительским словом. Упрямство – проявление отрицательной черты характера, и её надо искоренять, иначе она может перерасти в негативизм –крайнюю степень упрямства, когда ребёнок сопротивляется любому требованию взрослого.  Воспитание не может  быть нетребовательным,  ибо  отсутствие  требовательности  к растущему человеку есть не что иное, как воспитание стихийное.

«Можно», «нельзя», «надо» -три первоначальных нравственных понятия, которые ребёнок должен усвоить очень рано. На них опираются родительские требования. Разумная, справедливая, обоснованная  и  в  меру взыскательная  требовательность  развивает  ребёнка нравственно.  Требовать,  уважая, -именно  этот  принцип  должен  быть  в  основе отношений между  воспитателем  и воспитуемым. Тогда  у  ребёнка  не  возникнет сопротивления воспитательным воздействиям, а у взрослого –растерянности в выборе подхода к нему. Какие слова вы чаще говорите своему ребенку – «можно» или «нельзя»? Оба чрезвычайно важны для маленьких детей: «можно» прививает веру в собственные возможности и воспитывает доверие к окружающему миру, а «нельзя» устанавливает рамки дозволенного и дает ощущение безопасности.

Однажды  к  известному  советскому  педагогу  Антону  Семеновичу Макаренко пришла женщина с вопросом: «Моему сыну сейчас 3 года. Скажите, когда нужно начать воспитание, чтобы он вырос достойным человеком?». На это А.С. Макаренко ответил женщине: «Вы опоздали на 3 года. Ребёнок  в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6 -8 лет».

Категория
Работа с родителями