Некоторые родители считают, что «запрещать –значит отнимать радости детства», «упрямство в ребёнке –проявление положительное: так как он выражает волевые усилия», «совсем необязательно, чтобы ребёнок слушался, а то вырастет безынициативным». Правы ли они чем младше ребёнок, тем меньше его жизненный опыт и багаж нравственных представлений, тем больше он нуждается в руководстве со стороны старших.
Недопустимо, чтобы его природная активность, стремления к деятельности были неуправляемы. Ведь иначе они могут проявляться в уродливых формах –в дурном поведении, неразумных, а то и безнравственных поступках .
У детей необходимо воспитывать привычку выполнять поручения и распоряжения взрослых. Это не только делает лёгким воспитание, но и сберегает нервы ребёнка, уменьшает всякий риск нелепых поступков, предупреждает капризы и сохраняет массу детской энергии, которая в другом случае с большим вредом для детей тратится на капризы, упрямство, своеволие и пр. Мы часто не в силах уговорить своего ребёнка, настоять, мы уступаем, -сокрушаются мамы и папы. Тут же утешают себя -упрямый, значит волевой.
Считать, что в упрямстве ребёнка проявляются воля и настойчивость,-глубокое заблуждение.
Детское упрямство –признак слабой воли, неумения преодолеть своё желание, мобилизовать себя. Упрямство присуще избалованным детям, не умеющим считаться с родительским словом. Упрямство – проявление отрицательной черты характера, и её надо искоренять, иначе она может перерасти в негативизм –крайнюю степень упрямства, когда ребёнок сопротивляется любому требованию взрослого. Воспитание не может быть нетребовательным, ибо отсутствие требовательности к растущему человеку есть не что иное, как воспитание стихийное.
«Можно», «нельзя», «надо» -три первоначальных нравственных понятия, которые ребёнок должен усвоить очень рано. На них опираются родительские требования. Разумная, справедливая, обоснованная и в меру взыскательная требовательность развивает ребёнка нравственно. Требовать, уважая, -именно этот принцип должен быть в основе отношений между воспитателем и воспитуемым. Тогда у ребёнка не возникнет сопротивления воспитательным воздействиям, а у взрослого –растерянности в выборе подхода к нему. Какие слова вы чаще говорите своему ребенку – «можно» или «нельзя»? Оба чрезвычайно важны для маленьких детей: «можно» прививает веру в собственные возможности и воспитывает доверие к окружающему миру, а «нельзя» устанавливает рамки дозволенного и дает ощущение безопасности.
Однажды к известному советскому педагогу Антону Семеновичу Макаренко пришла женщина с вопросом: «Моему сыну сейчас 3 года. Скажите, когда нужно начать воспитание, чтобы он вырос достойным человеком?». На это А.С. Макаренко ответил женщине: «Вы опоздали на 3 года. Ребёнок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6 -8 лет».