Педагогические цели:

Познавательное развитие:  

Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме. Вырабатывать умение находить правильный ответ. Развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями  и жизнью зверей; внимание, логическое мышление, любознательность.

Речевое развитие:

Развивать связную речь,  умение отвечать на вопросы полными предложениями, читать стихи о животных. Обогащать словарь детей существительными: дупло, берлога, логово, нора, кладовая, шерсть, подшёрсток;  глаголами: линяет, впадает в спячку.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной деятельности. Познакомить детей с тем, как человек заботится о диких животных зимой. Развивать интерес к жизни животных. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание оказывать помощь животным. 

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать эстетическое восприятие  образа животных

Физическое развитие:

Формировать правильную осанку, координацию движений.

Виды взросло-детской (партнерской) деятельности:

познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Условия и средства реализации:

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование.

Раздаточный: дидактическая игра «Кому что надо», простой карандаш.

Методы и приемы.

Методы:  наглядный, словесный, практический, игровой.

Приемы:  словесная инструкция, пояснение, указание, разъяснение, вопросы к детям,  дидактическая игра и упражнения.

Форма: беседа, викторина.

Целевые ориентиры образования: Имеет представление о признаках  поздней осени. Знает  диких животных. Имеет представление об их жизни в осенний период, как готовятся к зиме, в чём нуждаются зимой. 

Ход НОД:

Воспитатель: (на ковре) – Ребята, скажите какое сейчас время года? Правильно, поздняя осень. А какая погода сегодня? (Холодно, пасмурно)
Холод, ветер на дворе,
Руки мерзнут в ноябре.
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.

Сейчас у нас поздняя осень,приближается зима. И мы, люди, готовимся к зиме. Как? ( Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома ).

— Ребята,  а  вы  знаете,  что  звери,  живущие  в лесах,  тоже готовятся   к  зиме  почти  также  как  и  люди! Давайте оденемся теплее и отправимся в путешествие по лесу. Хотите? (-Да!)
-Но перед этим давайте вспомним, как надо вести себя в лесу, чтобы не распугать зверей, ведь у них сейчас самая тяжелая пора. Они готовятся встречать зиму. (Тихо).

Какую  одежду  мы  наденем,  чтобы  не  замерзнуть?  (Теплую:  шапки,  куртки, варежки, шарфики и т.д.).
— Правильно. Давайте будем одеваться.
Новые сапожки наденем мы на ножки. (Ногу вперед на пятку — «показать сапожки»)
Теплый шарф завяжем (Руки перекрестно к шее)
И зиме мы скажем: (Поворачивание из стороны в сторону)
«Здравствуй, зимушка-зима, (Вытянуть руки вперед, развести в стороны)
Не боимся мы тебя!» (Прыжки на двух ногах с хлопками).

— Молодцы, К путешествию готовы! Тогда отправляемся! Нам нужно пройти через лес , а в лесу пенёчки, через них мы будем перешагивать (проходят между кубиками, переступая через них, на свои места).
— Вот  мы с вами в лесу?

Слайд 2.

Осень краски разбросала

На деревья и кусты.

И горят они всё ярче,

Словно летние костры.

Золотистый и багровый,

Жёлтый праздничный наряд.

Опадает лист осенний,

Наступает листопад.

Красивое время года осень. Пора сбора урожая у людей. Да и лесные обитатели заняты подготовкой к зиме.

Мы здесь одни или кто-то здесь живет?
— Дикие животные.

Слайд 3.

Но никого из жителей что-то не видно?.. Но как только отгадаете про них загадки, они и появятся.

Слайд 4.
Зверь мохнатый любит мёд.

Если что-то не поймёт,

Может дико зареветь,

Потому что он… (медведь)

Слайд 5.

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех … (волк)

Слайд 6.

Лесная рыжая плутовка –

Известна всем её сноровка.

С ней аккуратней, не зевай

А дверь в курятник запирай! (лиса)

Слайд 7.

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами… (заяц)

Слайд 8.

Рыжий маленький зверёк

По деревьям прыг да скок.

Он живёт не на земле,

А на дереве в дупле    (Белка)

Слайд 9.

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно… (ёжик)

-Ещё  каких  животных, мы можем встретить в осеннем лесу?

Слайд  10-12

-Назовите их.

Слайд  13.

Медведь и ёж готовятся к длинному зимнему сну. Как они готовятся к встрече зимы? (Наедают побольше жира, мало двигаются, готовят место для сна). Где будет зимовать медведь?  (В берлоге). А ёж? (В норе). Медведь берлогу готовит к зиме  и ёж  свою норку утепляет норку мхом, сухой травой, клочками шерсти.

Слайд 14.

К наступлению поздней осени они впадают в зимнюю спячку.

Мы с вами  учили стихи о животных. Кто хочет рассказать о них?

Слайд  15.

—  Остальные звери зимой не спят. Они меняют летнюю лёгкую шубку на зимнюю – тёплую. У них вырастает густой зимний подшёрсток.

Слайд  16.

—  А заяц и белка меняют и цвет шубки.

—  Какого цвета шубка зайца зимой?

Почему он поменял цвет шубку?

Слайд 17.

Шубка белки становится серебристого окраса.

Кто расскажет стихотворение о зайце?

Слайд  18.

—  Белка на зиму утепляет своё дупло и делает запасы на зиму. Собирает орехи, шишки, жёлуди, развешивает на веточки деревьев сушить грибы.

Может  быть кто-то хочет рассказать стихотворение и о белочке?

Слайд  19.

Природа замерла в ожидании снега, как волшебства.

Слайд 20.

Унылый дождь сменился белым полотном снега. Снежинки нежно ложатся на всё вокруг. Воздух стал особенным, морозным. Впереди зима.

Физкультминутка  «Лесная»

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну, а если надоест.

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят, в лес. 

Викторина «как зимуют звери»

1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?

  • улетают в тёплые края
  • меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю

Слайд 21.

2. Какой зверь на зиму не меняет шубку?

  • белка
  • заяц
  • ёж.

Слайд 22.

 3. А ещё кто из зверей всю зиму спит?

  • барсук
  • лисица
  • волк.

Слайд 23.

 4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?

  • жировые запасы под шубой
  • тишина
  • покой.

Слайд 24.

5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?

  • корой деревьев и веточками
  • морковкой
  • капустой

Слайд 25.

6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?

  • кору деревьев и веточки
  • мелких зверьков
  • голодают.

Слайд 26.

7. Как человек заботится о диких животных?

  • берёт жить к себе в дом
  • устраивает в лесу кормушки для зверей и разбрасывает корм в местах обитания
  • строит  для животных домики в лесу

Слайд 27.

-Вот и заканчивается наша прогулка в лес. Ребята, представьте, что вы оказались в сказочном лесу, а в нём происходят чудеса. Вы могли бы превратиться в зверей. Кем бы вы хотели быть и почему? (Дети высказывают свои суждения).

Подготовил