Педагогические цели:
Познавательное развитие:
Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме. Вырабатывать умение находить правильный ответ. Развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями и жизнью зверей; внимание, логическое мышление, любознательность.
Речевое развитие:
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями, читать стихи о животных. Обогащать словарь детей существительными: дупло, берлога, логово, нора, кладовая, шерсть, подшёрсток; глаголами: линяет, впадает в спячку.
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной деятельности. Познакомить детей с тем, как человек заботится о диких животных зимой. Развивать интерес к жизни животных. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание оказывать помощь животным.
Художественно-эстетическое развитие:
Развивать эстетическое восприятие образа животных
Физическое развитие:
Формировать правильную осанку, координацию движений.
Виды взросло-детской (партнерской) деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Условия и средства реализации:
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: мультимедийное оборудование.
Раздаточный: дидактическая игра «Кому что надо», простой карандаш.
Методы и приемы.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Приемы: словесная инструкция, пояснение, указание, разъяснение, вопросы к детям, дидактическая игра и упражнения.
Форма: беседа, викторина.
Целевые ориентиры образования: Имеет представление о признаках поздней осени. Знает диких животных. Имеет представление об их жизни в осенний период, как готовятся к зиме, в чём нуждаются зимой.
Ход НОД:
Воспитатель: (на ковре) – Ребята, скажите какое сейчас время года? Правильно, поздняя осень. А какая погода сегодня? (Холодно, пасмурно)
Холод, ветер на дворе,
Руки мерзнут в ноябре.
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.
Сейчас у нас поздняя осень,приближается зима. И мы, люди, готовимся к зиме. Как? ( Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома ).
— Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, тоже готовятся к зиме почти также как и люди! Давайте оденемся теплее и отправимся в путешествие по лесу. Хотите? (-Да!)
-Но перед этим давайте вспомним, как надо вести себя в лесу, чтобы не распугать зверей, ведь у них сейчас самая тяжелая пора. Они готовятся встречать зиму. (Тихо).
Какую одежду мы наденем, чтобы не замерзнуть? (Теплую: шапки, куртки, варежки, шарфики и т.д.).
— Правильно. Давайте будем одеваться.
Новые сапожки наденем мы на ножки. (Ногу вперед на пятку — «показать сапожки»)
Теплый шарф завяжем (Руки перекрестно к шее)
И зиме мы скажем: (Поворачивание из стороны в сторону)
«Здравствуй, зимушка-зима, (Вытянуть руки вперед, развести в стороны)
Не боимся мы тебя!» (Прыжки на двух ногах с хлопками).
— Молодцы, К путешествию готовы! Тогда отправляемся! Нам нужно пройти через лес , а в лесу пенёчки, через них мы будем перешагивать (проходят между кубиками, переступая через них, на свои места).
— Вот мы с вами в лесу?
Слайд 2.
Осень краски разбросала
На деревья и кусты.
И горят они всё ярче,
Словно летние костры.
Золотистый и багровый,
Жёлтый праздничный наряд.
Опадает лист осенний,
Наступает листопад.
Красивое время года осень. Пора сбора урожая у людей. Да и лесные обитатели заняты подготовкой к зиме.
Мы здесь одни или кто-то здесь живет?
— Дикие животные.
Слайд 3.
Но никого из жителей что-то не видно?.. Но как только отгадаете про них загадки, они и появятся.
Слайд 4.
Зверь мохнатый любит мёд.
Если что-то не поймёт,
Может дико зареветь,
Потому что он… (медведь)
Слайд 5.
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех … (волк)
Слайд 6.
Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай
А дверь в курятник запирай! (лиса)
Слайд 7.
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц)
Слайд 8.
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле (Белка)
Слайд 9.
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно… (ёжик)
-Ещё каких животных, мы можем встретить в осеннем лесу?
Слайд 10-12
-Назовите их.
Слайд 13.
Медведь и ёж готовятся к длинному зимнему сну. Как они готовятся к встрече зимы? (Наедают побольше жира, мало двигаются, готовят место для сна). Где будет зимовать медведь? (В берлоге). А ёж? (В норе). Медведь берлогу готовит к зиме и ёж свою норку утепляет норку мхом, сухой травой, клочками шерсти.
Слайд 14.
К наступлению поздней осени они впадают в зимнюю спячку.
Мы с вами учили стихи о животных. Кто хочет рассказать о них?
Слайд 15.
— Остальные звери зимой не спят. Они меняют летнюю лёгкую шубку на зимнюю – тёплую. У них вырастает густой зимний подшёрсток.
Слайд 16.
— А заяц и белка меняют и цвет шубки.
— Какого цвета шубка зайца зимой?
Почему он поменял цвет шубку?
Слайд 17.
Шубка белки становится серебристого окраса.
Кто расскажет стихотворение о зайце?
Слайд 18.
— Белка на зиму утепляет своё дупло и делает запасы на зиму. Собирает орехи, шишки, жёлуди, развешивает на веточки деревьев сушить грибы.
Может быть кто-то хочет рассказать стихотворение и о белочке?
Слайд 19.
Природа замерла в ожидании снега, как волшебства.
Слайд 20.
Унылый дождь сменился белым полотном снега. Снежинки нежно ложатся на всё вокруг. Воздух стал особенным, морозным. Впереди зима.
Физкультминутка «Лесная»
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну, а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят, в лес.
Викторина «как зимуют звери»
1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
- улетают в тёплые края
- меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
Слайд 21.
2. Какой зверь на зиму не меняет шубку?
- белка
- заяц
- ёж.
Слайд 22.
3. А ещё кто из зверей всю зиму спит?
- барсук
- лисица
- волк.
Слайд 23.
4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
- жировые запасы под шубой
- тишина
- покой.
Слайд 24.
5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
- корой деревьев и веточками
- морковкой
- капустой
Слайд 25.
6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
- кору деревьев и веточки
- мелких зверьков
- голодают.
Слайд 26.
7. Как человек заботится о диких животных?
- берёт жить к себе в дом
- устраивает в лесу кормушки для зверей и разбрасывает корм в местах обитания
- строит для животных домики в лесу
Слайд 27.
-Вот и заканчивается наша прогулка в лес. Ребята, представьте, что вы оказались в сказочном лесу, а в нём происходят чудеса. Вы могли бы превратиться в зверей. Кем бы вы хотели быть и почему? (Дети высказывают свои суждения).